Китайские орнаменты

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков. Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства. Символом императриц стало существо с головой фазана, шеей черепахи, телом павлина или дракона с распростертыми крыльями. В китайской орнаментике встречаются мотивы свастики (вань) и иероглифа «шоу» — знаки долголетия. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, кучевых облаков, восьмиконечных звезд, крестов, меандра (символическое изображение грома), но он не непрерывный, как греческий, а повторяющийся элементами узора одиночно или парами. В китайском декоре соединились стилизация и натуралистичность. Китайское искусство испытывало влияние различных кочевых народов, буддийской Индии, сасанидского Ирана (с принятием Ираном ислама многие художники уехали в Китай). Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности.

Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова Орнаменты. Стили. Мотивы.

 
Египетские орнаменты
Китайские орнаменты
Иллюстрация из книги: Owen Jones. The Grammar of Ornament. London, 1856
 
 
Египетские орнаменты
Китайские орнаменты
Иллюстрация из книги: Owen Jones. The Grammar of Ornament. London, 1856
 
 
Египетские орнаменты
Китайские орнаменты
Иллюстрация из книги: Owen Jones. The Grammar of Ornament. London, 1856
 
 
Египетские орнаменты
Китайские орнаменты
Иллюстрация из книги: Owen Jones. The Grammar of Ornament. London, 1856
 
 
Египетские орнаменты
Китайские орнаменты
Иллюстрация из книги: Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова Орнаменты. Стили. Мотивы.
 
 
Публикации сайта студии "Сантош" разрешены для некоммерческого использования, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт "Сантош" как источник предоставленных материалов и ставить на него ссылку обязательно. © Студия «Сантош» 2011-2013