Несколько слов об эпохе модерн
 


Несколько слов об эпохе модерн. Оформление дома в стиле модерн

Даже у самого далекого от стилевых ухищрений человека при упоминании о модерне, как стиле, тут же в памяти всплывают имена Гауди и Альфонсак Мухи.
Впрочем, по большому счету, это все.
Особо удивляться не приходится : в наш стремительный век люди помнят то, о чем больше всего упоминается, а кто же хоть раз не слышал о Гауди или Мухе, не видел фотограий знаменитых творений этих мастеров?
Привсем глубочайшем уважении к творчеству Антонио Гауди и Альфонса Мухи, мне становится как-то грустно от того, что целая эпоха, затронувшая буквально все слои культуры, все части обихода, эпоха, которая в России неразрывно связана с понятием "Серебряный Век", так мало популяризована, и, следовательно, так мало известна в широких кругах.
Разумеется, о Модерне написано бессчетное количество статей, и при желании, к ним можно обратиться в любой момент.
Я не ставлю перед собой задачу еще раз вываливать на Вас всю информацию. Особенно, если учесть, что цифры и факты, не подкрепленные эмоциями, как правило, быстро выветриваются из памяти.
Но мне хотелось бы ретроспективно оценить то время, когда в Европе , с постепенным развитием механизации, окончательно сформировался новый слой общества - буржуазия., и, как все новое, заставил сдвинуться с места весь культурный пласт.
Именно буржуазия, с ее стремлением к комфорту и роскоши, заставила художников снова обратиться к культуре прошлых лет, правда, переосмыслив ее в духе современных технологий.
Так, мебель, почти аутентичная по формам стилю-предшественнику, обивается тканями, модными в 19 веке. Из колоний в большом количестве поступает слоновая кость и древесина разнообразных экзотических пород. Из-за расширения сырьевого сегмента, мастера начинают внедрять новые материалы при воссоздании образцов прошлых стилей.
К тому же, возросшее потребление требовало обратиться от ручного , кропотливого, штучного изготовления к поточному, механизированному.
Правда, такое массовое изготовление мебели, не могло обеспечить надлежащих эстетических стандартов, и для улучшения внешнего вида изделий, их приходилось обильно декорировать, используя все ту же орнаментику прошлых лет.
Но культура начала 19 века только кажется похожей на культуру предшествующих эпох
Над вкусами буржуа не довлеет указка монарха,, и потому они свободно исследуют все стили прошлых эпох.
Необарокко, неорококо, неоготика появляются на короткий срок, и снова уступают место другим стилевым предпочтениям.
Пока, наконец, не наступает перенасыщение предметами всех стилевых направлений сразу. Что, вполне резонно, привело к появлению стиля "эклектика", который, правда, тоже не задержался.
Сохранить в таком обилии "разностей" умеренность и возможность со вкусом сочетать различные предметы, способность весьма редкая И к середине 19 века множество, как жилых, так и общественных помещений представляют из себя "стилистическую свалку". Что, разумеется, не устраивает архитекторов, декораторов и художников. Последние, как антенны, чутко улавливающие всеобщее настроение, лихорадочно пытаются найти нечто новое, что, обладая своим стилистическим понятным языком, смогло бы выразить все современные тенденциии настроения общества.
Думается, что, в зависимости от предпочтения, каждый , кто излагает историю модерна, указывает, как на первоисточник, свою точку отсчета.
На самом деле, в том перенасыщенном растворе, который представляет собой Европа 19 века, новые идеи, буквально, "носятся в воздухе", и не удивительно, что, чуть ли не одновременно во всех странах, они начали свое стремительное развитие.

В Англии, стране, известной своей приверженностью к традициям, творческая мысль снова обращается к идеям готики , и , одновременно, к корням народного искусства.
В 1861 году художник и писатель Уильям Моррис основывает движение "Искусства и ремесла". Члены этого сообщества ратовали за возвращение к ремеслу в его средневековом понимании, чтобы веши производились небольшими артелями мастеров, с применением старинных методов и использованием истинно английских материалов. Славу Моррису принесла массивная мебель в духе средневековья, расписанная и украшенная железными накладками. Причем, росписью занимались знаменитые художники-"прерафаэлиты", в том числе, Данте Габриэль Росетти. Общество Морриса просуществовало совсем недолго - до конца 1840 годов, поскольку руководствовалось идеалистическими принципами - низкая цена при ручном производстве.


Гораздо успешнее в своих поисках отобразить дух нового времени действовал архитектор Чарльз Ренни Макинтош., автор нового здания Школы искусств в Глазго.
Основавший стиль "Либерти", он создает серию мебели - стулья, кресла, столы, и в 1900 году выставляет ее на венскком Сецессионе. Хотя стулья имеют в целом характерные пропорции английских стульев начала 18 века, их отличают преувеличенно большие вертикальные линии . Вся мебель брутально массивна, нароччито проста. Ее геометризм и линеарность доведены до максимума, и при этом мебель фаетастически утилитарна.
Результатом такой верности английскому вкусу становится бешенная популярность этого нового стиля, который стал предтечей современного минимализма.
Кстати, практически все образцы мебели Макинтоша в настоящее время производятся фирмой Cossina S.p.A

Влияние английского новаторского стиля сказалось, в первую очередь, на исканиях художников Вены, где в 1898 году проходила выставка английской мебели 18 века, и представлялись изделия мастерских Чиппендейла, Хэпплуайта и Шератона.
Насколько английской мебели была присуща сдержанность и благородное изящество, настолько в декоративно-прикладном искусстве Вены сказывались разнообразные этнические традиции, что и неудивительно, поскольку, в состав Австро-Венгерской империи входили такие различные, по своим культурным традициям, области, как Богемия, Хорватия, Далмация, Моравия, Босния и Галиция. Мебель местных мастеров отличалась богатым, иногда чрезмерным декором, грубоватым подбором цветов и искусным выполнением деталей. Помимо народных традиций, сказывалось сильное влияние стиля Бидермейер, а также стиля эклектика. Добавьте к этому возрастающее влияние восточных искусств, и станет ясно, отчего в том же, 1898 году часть художников порывает с идейными традициями классицизма и выходит из состава Венской академии изящных искусств, образовав новое общество . Оно получило название Сецессион от латинского слова secessio, то есть, уход.
В составе группы Отто Вагнер, выдающийся архитектор, теоретик и педагог. Он воспитал целое поколение художников венского модерна, среди которых Фабиани, Хоффман, Плечник , Янак. Разработанный Вагнером "стиль практической полезности" отличался минимумом декора и простыми геометричесими формами. И это сильно роднило его с созданным Макинтошем стилем "Либерти"

Однако, не стоит забывать и о другом напрвлении новаторской мысли, связанной с любовью к культуре востока. Под ее влтянием в моду снова входит мебель "Тонет", которую теперь принято отделывать инкрустациями из перламутра по черному дереву.
А среди художников венского модерна первенствует живописец Климт , который дерзко вводил в живопись золотой фон, мозаику, эмали, прочеканенную латунь и медь, и даже инкрустацию кораллами и перламутром. В его произведениях, которые как-то язык не поворачивается называть картинами, на ярком фоне из квадратиков или прямоугольников особенно контрастно выглядят декадентски-манерные обнаженные женские фигуры. Причем, эти фигуры были настолько откровенно-эротичными, что ,подчас вызывали негодование, а две своих работы - панно "Философия" и "Медицина", созданные в 1903 году для актового зала Венского университета - , художнику пришлось убрать.

В эпохе модерна удивительнее всего то, что, какими бы прихотливыми путями не развивалась идея, она непременно являлась совместным результатом следования определённым традициям и желания быть ближе к природе.
Выражается ли это в лаконичных линиях Макинтоша или дерзких архитектурных новшествах А.Лооса, хочется , вслед за Ольбрихом сказать : "Каждому времени - своё искусство, каждому искусству - своя свобода"

Искусство Модерна отличала невиданная ранее свобода выражения, когда дух художника свободно устремлялся как к мистическим тайнам Востока, так и к естественным линиям природы Английский поэт-символист и художник, Уильям Блейк, в своих гравюрах и акварелях "находит" изогнутую линию.


Это ещё не стиль, но уже - тенденция. По-настоящему новый стиль , L'Art Nouveau, заявит о себе чуть позже, когда Европа откроет для себя грвюры Хокусава и во Франции и Бельгии начнётся , буквально, повальное увлечение этим искусством.
Некоторая наивность в приёмах изображения японских мастеров - отсутствие перспективы , чёткий контур, яркие цветовые пятна, - приводят в восторг и французских, и бельгийских художников, потому что дают им новые приёмы для выоажения своей экспрессии.
Творчество Эдгара Дега, Поля Гогена, Тулуз-Лотрека, и даже Винсент ван Гога - тому наглядное подтверждение.

В 1895г антиквар из Гамбурга , Бинг, открыл в париже магазин "Maison de l'art nouveau", где показывались произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников.: Анри Ван де Вельде, Э. Галле, Огюста Родена, Луиса Комфорта Тиффани.


Второй составляющей нового стиля стало движение "к природе". И если в Англии это пресловутое стремление к природе выражалось в применении растительных орнаментов , где, почти с фотографической точностью отражалась фауна родного края, в частности, полевые травы и цветы. Во Франции это движение развилось в создание сложнейших узоров со стилизованным растительным орнаментом, с введением в рисунок насекомых и животных.
В самом начале своего становления стиль модерн носил , в основном, прикладной характер.

В текстильном дизайне приобрела популярность техника батика, завезенная в это время из Индонезии. Она быстро стала повальным увлечением. Шелк расписывался в художественных мастерских и в кабинетах.

Массовым потребителем тканей модерна стала интеллигенция, мещанские слои и значительная часть купечества.
Декоративный текстиль с новыми рисунками , заполнивший городские интерьеры в виде обивки стен и мебели, пологов кроватей, скатертей, покрывал и тому подобного, был настолько характерен и разнообразен, что стал"лицом" всего текстиля конца 19- начала 20 веков.
В орнаментах художников, работавших в России, можно проследить все особенности развития европейского модерна.
Фантастические орнаменты, которые считаются типичными для европейского и русского модерна, возникли не сразу.


В Англии текстильный орнамент при зарождении стиля был довольно скромен и опирался на точное детальное изображение местной флоры. Ранние композиции быцли просты и повторяемость элементов легко читалась
В английских орнаментах длинная, волнистая "текучая" линия , движение которой легло в основу вычурных изеибов изображений конца 19 века, появиласт к 1870-м годам
За рождением и развитием этой линии в текстильном рисунке можно проследить в работах У. Морриса, Ч.Ф.Э. Войзи А. Макмордо.
Змеиная пластика линий была характерна и для древних переплетаюющихся орнаментов .Но в модерне она развивалась по-своемуи с невиданным ранее размахом.


Бельгийский архитектор В. Орта метко назвал движение линии, характерное для модерна, "Ударом бича"
К началу 20 века любовь к извилистой линии превратилась в культ. Пульсация волнистой лини стала графичевкой фиксацией душевных исканий общества. Исследователь модерна, Д.В. Сарабьянов , отмечал:"Нечеловеческая сила и мощь движения подъема как бы окрашивалась человеческой усталостьюи даже изнеможением, следующим за каждым активным действием. Но это затишье -предвестник нового бурного всплеска"

Кажется немыслимым, но один из красивейших и узнаваемых стилей конца 19 века, модерн, был полностью вычеркнут из контекста культуры и начисто забыт уже в первой половине 20 столетия. И только в 1952 году, начиная с выставок в Цюрихе и затем в Музее современных искусств в Нью-Йорке, в 1962 году, началось его "возрождение". Он снова стал предметом , достойным внимания и пристального изучения, и постепенно стало очевидным, что в этом стиле таится множество достоинств.

Так модерн повторил судьбу готики, барокко, бидермейера, , которые в свое время также вызывали отрицательное отношение и даже насмешки со стороны последующих поколений

 



 
 
Публикации сайта студии "Сантош" разрешены для некоммерческого использования, если иное не оговорено особо. Указывать сайт "Сантош" как источник предоставленных материалов и ставить на него ссылку обязательно. © Студия «Сантош» 2011-2021