Интерьеры в стиле Генриха II
 

ГЕНРИХА II СТИЛЬ - (франц. Le style Henri II) - художественный стиль зрелого французского Ренессанса в годы правления короля Генриха II (1547-1559), сына Франциска I (1515-1547), второго правителя из Ангулемской ветви дома Валуа. При короле Франциске во Францию прибывали художники Итальянского Возрождения. В период правления Генриха II и королевы Екатерины Медичи происходит истинное возрождение национального искусства. Новое поколение французских художников, используя опыт итальянских учителей, создавало замечательные произведения.
В 1542-1552 гг. архитектор Ф. Делорм строил замок Анэ для возлюбленной короля Дианы де Пуатье. Интерьеры замка оформляли скульптор Ж. Гужон и итальянский художник Ф. Приматиччьо, с 1532 г. работавший во Франции. Портик главного фасада замка Анэ воссоздан во дворике Школы Изящных искусств в Париже. Над входом в замок Анэ находилось изящное произведение знаменитого итальянского художника Б. Челлини – рельеф «Нимфа Фонтенбло» (ныне в Лувре; см. также «Диана-Охотница»). В 1546-1555 г. архитектор П. Леско и скульптор Ж. Гужон создавали в новом стиле французского Классицизма западный фасад Лувра в Париже, замыкавший средневековый «Квадратный двор» (Cour Carree). Изображение фасада можно видеть на сохранившейся гравюре Ж.-А. Дюсерсо. Характерны ордерная разработка стен согласно правилам, изложенным в трактате С. Серлио, выступающие ризалиты, высокая кровля, удлиненность пропорций, напоминающая о Готике. Фасад украшают горельефы, исполненные Ж. Гужоном. Позднее появились статуи в нишах.
В 1547-1550 гг. Ж. Гужон по проекту П. Леско создал шедевр французского Ренессанса - «Фонтан Невинных» в центре Парижа - павильон, украшенный рельефами с изображениями нимф, тритонов и наяд (рис. 335). Изысканная пластика этих рельефов заставляет вспомнить искусство Греции Века Пе-рикла. В интерьере «Шведского зала» Лувра Ж. Гужон установил фигуры кариатид, похожие на статуи Эрехфейона Афинского Акрополя. Еще одно замечательное произведение этого времени - обнаженная фигура Дианы-охотницы с оленем, также приписывается Ж. Гужону. Она предназначалась для украшения фонтана в парке Анэ, ныне находится в музее Лувра. В годы правления Генриха II продолжалось строительство резиденции в Фонтенбло под руководством Ф. Приматиччьо. В его новых интерьерах соединялись традиции готического искусства, итальянского Маньеризма и формировался стиль национального французского Классицизма.
При дворе Генриха II работали живописец-портретист Ф. Клуэ Младший и художник Л. Лимозен. В эти годы изготавливалась уникальная французская керамика Сен-Поршера, называвшаяся также «фаянсами Генриха II», начинал работать необычный мастер Б. Палисси. Достижения эпохи Генриха II были продолжены младшим сыном короля.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8-ми томах, Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000

Столовая времен Генриха II
Столовая времен Генриха II. Цветная литография из книги: Georges Remon. Intérieurs d'appartements modernes, 1900
 
 
Публикации сайта студии "Сантош" разрешены для некоммерческого использования, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт "Сантош" как источник предоставленных материалов и ставить на него ссылку обязательно. © Студия «Сантош» 2011-2021