Искусство Индии

- (англ. India через лат. , греч. из авест. Hindu – «страна Инда» от реки Инд) – исторический тип искусства. Культура Индии – одна из древнейших в мире. Искусство этой страны развивалось не так стремительно, как европейское; подобно китайскому, оно формировалось в течение длительного времени из разных этнических традиций.
Сведения об Индии появились в сочинениях древнегреческих авторов IV в. до н. э., они были заимствованы у персидских путешественников VI–V вв. до н. э. В истории индийского искусства выделяется несколько этапов:
– додинастический период (V-II тыс. до н. э. );
– «античный» период времени правления династии Маурьев, окрепшей в войнах с Александром Македонским (III-II вв. до н. э. );
– период империи Кушан (I в. до н. э. – III в. н. э. );
– буддийский период времени правления династии Гуптов (IV-VI вв. );
– мусульманский период эпохи Великих Моголов (XVI-XVII вв. );
– поздний, или колониальный, период (середина XVIII в. - 1947 г. ).
Археологические изыскания 1920-1930-х гг. обнаружили в долине р. Инд остатки поселений 2300-1750 гг. до н. э. , городов, крепостных стен, керамических и бронзовых изделий. Существует гипотеза о происхождении древнеиндийской цивилизации из Ближнего Востока или Белуджистана (ныне провинция Пакистана), поскольку известны ее тесные связи в III тыс. до н. э. с Шумером. Внезапная катастрофа этой цивилизации в конце II тыс. до н. э. предположительно связывается с нашествием с северо-запада племен индоариев.
Арийцы принесли с собой иную культуру, письменность (санскрит) и, вероятно, архитектуру. Согласно эпосу «Махабхарата» (I тыс. до н. э. ), в северной части полуострова Индостан на пути в Китай существовал город Индрапрастха, с 736 г. до н. э. – Дхиллика, современное название – Дели. Древнейшие памятники деревянной архитектуры Индии известны только по поздним изображениям на каменных рельефах. Использовались арочные фермы, перекрытия из рядов тонких стволов «с напуском» и консоли.
При династии Маурьев (с 323 г. до н. э. ) и самом известном ее представителе Ашоке (268-231 гг. до н. э. ) начинается «золотой век» буддийской культуры Индии. В это время возводятся каменные сооружения, воспроизводящие более древние постройки из дерева. Ворота ступы в Сан-чи (II-I вв. до н. э. ) демонстрируют точное повторение в камне деревянной «обвязки» столбов и брусьев древних построек. Так называемые колонны Ашоки – стамбхи, памятники военным победам знаменитого правителя – выдают влияние персидского и греко-бактрийского эллинистического искусства. Колонны увенчаны капителями, в которых угадывается эллинский прототип, с переработанными мотивами пальметт и буддийскими символами. Формы колонн, деревянных консолей вырубались из камня в массивах скал. Эти причудливые формы пещерных буддийских храмов штукатурились и расписывались. Кроме ступ строились храмы – чайтъя, монастыри – вихары.
В период империи Гуптов (IV-VI вв. ) возводились большие храмы типа вимана с внутренним святилищем гарбха-гриха и башней шикхара. В XI-XII вв. появляются громадные пирамидальные сооружения с множеством скульптур – гопурам. После относительно краткого периода правления Кушан буддийская религия в VI-VII вв. вытеснялась индуизмом.
В скульптуре эллинистическрш влияния причудливо соединялись с индуистскими темами и сюжетами. Это породило необычно чувственную, эротичную культовую скульптуру индуистских храмов. Пышные, округлые формы переплетены с буйным растительным орнаментом. Натуралистические детали, усиленные яркой раскраской, тонут в изобилии и динамике каменных побегов, цветов, что создает ощущение органического роста, движения и цветения. Границы между архитектурой, скульптурой и живописью окончательно стираются в интерьерах.
Индийская любовь к пышности, чувственной пластике превращает огромные башни гопурам в некое подобие резных изделий, вырастающих будто из-под земли, и делает нелепым применение к этим сказочным формам термина «синтез искусств». Индуизм поддерживался династией Гуптов, правивших в Северо-Восточной Индии. Ее основатель Чандрагупта I (ок. 320-335) принял имя царя Маурьев (в знак возрождения былого величия при Ашоке), но в V в. под ударами кочевников царство Гуптов прекратило существование. Период XIII-XV вв. иногда называют периодом «индо-мусульманского искусства». Этим термином обозначают памятники, отличные от более древних буддийских и индуистских, - мавзолеи, мечети, минареты. Они связаны с проникновением в Индию ислама.
В 1206-1414 гг. столицей индийских султанов был г. Дели. В этом городе сохранился минарет Кутпб Минар (1200-1236). В минарете заметно влияние архитектуры Средней Азии и Ирана. Масоны считают Кутб Минар произведением своего мастера. Наиболее выдающийся из правителей династии Великих Моголов – Джелал ад-Дин Акбар (арабск. Akbar – «Великий», 1556-1605), стремясь к объединению страны, поощрял соединение ортодоксального ислама, индуизма, буддизма, учений различных сект и объявил о единой «божественной вере». Для строительства мавзолея своего отца Хумаюна он привлек итальянских мастеров. При дворе Акбара работали художники разных стран. В книжной миниатюре того времени прослеживается европейское влияние.
Это был своеобразный «индоевропейский», или мусульманский ренессанс, искусство которого называют также «стилем Моголов». В 1564 г. Акбар сделал своей столицей г. Агру в северной части Индии, на реке Джамна, и развернул там небывалое строительство. Одним из семи чудес света стал мавзолей Тадж-Махал (Taj-Mahal), построенный близ Агры в 1629-1650 гг. шахом Джеханом в качестве усыпальницы своей супруги Мумтаз-и-Махал. Мавзолей выстроен из белоснежного мрамора и украшен кружевной резьбой (рис. 228). Напротив него планировалось выстроить второй, точно такой же, отражающийся в водах бассейна, из черного мрамора. Но эта затея не осуществилась.
В эпоху Великих Моголов архитекторы, как правило, приглашались из мусульманского Ирана, Средней Азии или Турции, а каменную резьбу и инкрустацию исполняли индийские мастера. Рациональное, конструктивное мышление исламских архитекторов соединялось с иррациональным, полным древнейших тайн и сокровенных учений индуизма, мироощущением индусов. Так складывался удивительный сплав новых конструктивных идей и национальных художественных традиций. Строгие геометрические объемы минаретов и мечетей соединялись в индо-мусульманской архитектуре с пластичностью и живописностью рельефного, ажурного и живописного декора.
По преданию, на строительстве Тадж-Махала рядом с индийскими, персидскими и турецкими работали и итальянские мастера. Для декора изделий из металла типичны были мелкий кружевной орнамент, игра блестящей поверхности, филигрань, зернь, драгоценные камни, «золотая наводка». Многие предметы делались из сплава цинка, свинца, олова и меди, а затем инкрустировались золотом и серебром. В цветную эмаль термически инкрустировали золото. Мозаику из цветных камней сочетали с мрамором. Резные статуэтки из слоновой кости – с черным полированным деревом. Любимым отделочным материалом была ляпис-лазурь – небесно-голубой камень, привозимый из Афганистана. Столь изысканные материалы соседствовали с дешевой продукцией – ярко расписанной скульптурой из папье-маше. Как и в Китае, для орнаментальной резьбы использовался лак, но не однотонный, а многослойный, разных цветов. Для имитации резьбы – ажурная оловянная фольга, покрытая прозрачным лаком. Колорит традиционного индийского искусства определялся ярким южным солнцем и ослепительно синим небом.
С XVI в. в Индии складывалась оригинальная деканская школа миниатюры. Декан (санскр. Dekhan – «Южный») – название плоскогорья в центральной части полуострова Индостан. Морские пути связывали полуостров с Малой Азией. Поэтому в индийской книжной миниатюре ощущаются влияния персидского и турецкого искусства. Для индийской миниатюры характерны смещения центра композиции к краю листа, обилие золота, удлиненные манъеристские пропорции фигур, активность цветного фона.
На рубеже XVII-XVIII вв. деканская школа миниатюристов потеряла свое влияние. В 1739-1747 гг. , захватив индийскую столицу Дели, страной правил персидский шах Надир. Это время оказалось последним классическим периодом развития индийского искусства. Однако и в последующий «колониальный период» (в середине XVIII - начале XIX вв. страна была постепенно завоевана Англией) сохранялись традиции народных художественных ремесел.
В Индии производили узорчатые парчовые ткани и ковры.. Индийцы – любители пестрых тканей, шитых золотом и серебром, разноцветной набойки, платков, окрашенных способом завязывания узелков, ожерелий, бус, перстней и браслетов. Этот колорит дополняют смуглые тела и яркие сари индийских женщин. В конце XVIII в. в европейскую моду вошли индийские шали, а в начале XIX в. – тюрбаны. В период Историзма в европейских домах второй половины XIX в. в «индийском стиле», наряду с китайским и мавританским, оформлялись интерьеры гостиных, спален, ванных и курительных комнат. Для Востока искусство Индии – живая традиция, для Запада – экзотика, предмет мечтаний и раздумий.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8-ми томах, Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000

 
 
Публикации с сайта студии "Сантош" разрешены для некоммерческого использования, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт "Сантош" как источник предоставленных материалов и ставить на него ссылку обязательно. © Студия «Сантош» 2011-2021